Марина Цветаева — 125 лет со дня рождения


Моим стихам, как драгоценным винам, / Настанет свой черёд

Среди самых замечательных имён в русской поэзии ХХ века мы справедливо называем имя Марины Цветаевой. В этом году исполнилось 125 лет со дня рождения поэтессы (1892-1941)

 “Цветаева звезда первой величины…”, — так отозвался о творчестве Цветаевой поэт Латвии О. Вициетис.

Однажды мать Цветаевой, Мария Александровна, записала в дневнике следующие строчки: «Четырехлетняя моя Муся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, — может быть, будет поэт?». Как показало время, пророчество сбылось…

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве, в высококультурной семье, преданной  интересам науки и искусства. Отец Марины — Иван Владимирович Цветаев — известный в Европе филолог и историк искусств, профессор Московского университета, создатель легендарного Музея изящных искусств. В полной мере сделавший себя сам, сын скромного сельского священника, рано оставшийся без матери, Иван Владимирович упорным трудом достиг карьерных высот, достатка и всеобщего уважения. Похожий на медведя, медлительный и сутулый Цветаев был человеком мягким и добрым, рассеянным в быту, но необычайно деятельным. Второй женой Ивана Владимировича и матерью Марины стала Мария Александровна Мейн. Мария Александровна была личностью незаурядной. Слыла интеллектуалкой, необычайно одарённой пианисткой, много читала, владела несколькими языками, занималась живописью. Она была младше мужа больше чем на двадцать лет. В браке родились две девочки: Марина и Анастасия (Ася); от первого брака у Цветаева были дочь Валерия и сын Андрей. Собственными дочерьми Мария Александровна Цветаева 3 занималась по странной хаотической системе: уделяла много внимания интеллектуальному  и творческому развитию, но не видела нужды прививать им даже элементарных правил поведения. Девочки росли дичками, сосредоточенными на себе, не знающими нормального режима дня, не умеющими владеть собой. И всё же у Марины было настоящее детство с елками, маскарадами, театрами и выездами на дачу. Так воспитывали детей в дворянских семьях. В 1906 г. Мария Александровна умерла от чахотки, оставив детям последний завет — ”Живите по правде”. Они пытались…. Просто правду понимали своеобразно. А пока время шло: до знаменитой полуседой чёлки, вечной папиросы и серебряных украшений оставались годы. Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый.

Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорит: “Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовью к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок”.

Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься — с шестнадцати. В 1910 году тайком от семьи выпускает сборник “Вечерний альбом”. Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин. В этом альбоме Цветаева облекает свои переживания в лирические стихотворения о несостоявшейся любви, о невозвратности минувшего, о верности.  “Вечерний альбом” — это скрытое посвящение. Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью.  Но некоторые из них уже предвещали будущего поэта. В первую очередь — безудержная и страстная “Молитва”, написанная поэтессой в день семнадцатилетия, 26 сентября 1909 года. Вслед за “Вечерним альбомом” появилось еще два стихотворных сборника Цветаевой: “Волшебный фонарь” ( 1912г.) и “Из двух книг” ( 1913г.)  Марина Цветаева пишет не только стихи, но и прозу. Проза Цветаевой тесно связана с ее поэзией. В ней, как и в стихах, важен был не только смысл, но и звучание, ритмика, гармония.

Она писала: “Проза поэта — другая работа, чем проза прозаика, в ней единица усилия — не фраза, а слово, и даже часто — мое”.  Одна из ее прозаических работ посвящена Пушкину. Пушкин “заразил” Цветаеву словом любовь. Этому великому поэту она также посвятила множество стихов.

В 19 лет Марина вышла замуж за Сергея Эфрона. Их знакомство состоялось в Коктебеле, где Марина отдыхала вместе с четой Волошиных. Сергей Яковлевич Эфрон — изящный, утончённый…. Ему было предназначено стать мужем гениальной поэтессы, и он с достоинством нес эту нелегкую ношу. Они верили, что будут  жить безбедно, зарабатывая любимым делом: Марина станет писать гениальные стихи, Сергей — прозу. Сестра Цветаевой Ася писала, что в Цветаева 4первые годы семейной жизни Марина выглядела счастливой. С Сергеем она, наконец, сумела вырваться из мира неземных фантазий, где до сих пор пребывала, и испытать простые человеческие чувства. В Первую мировую Эфрон поехал братом милосердия на фронт. В революцию примкнул к белому движению, был дважды ранен, затем бежал с остатками разгромленной армии в Турцию. Всё это время Марина его ждала, любила, писала проникновенные стихи и письма. Поэтессе пришлось одной воспитывать двух дочерей и вести домашнее хозяйство, к чему она совсем не была готова. В 1925 году у Марины Цветаевой родился сын, и вскоре семья переехала во Францию. Жили бедно, парижские эмигрантские круги не слишком благоволили Марине. Вместе с глубочайшим разочарованием в эмиграции, в белом движении пришло понимание, что её читатель — там, на родине, в России. Последнее, что Цветаева написала в эмиграции, — цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование.  В 1932 году Эфрон подал прошение о получении советского паспорта. Марина же, вслед за мужем и дочерью, возвращается в Советский Союз в 1939 году. В 1941 году Цветаева теряет мужа (арестованного ранее Эфрона убили в августе 1941). Ходили слухи, что на допросе его собственноручно застрелил сам Берия. Он чем-то сильно оскорбил Эфрона, и тот в гневе схватил тяжелую крышку чернильницы, чтобы запустить ею в обидчика, но пуля опередила его. Цветаева вряд ли успела узнать о гибели мужа. Еще в начале августа она с сыном Муром уехала из Москвы в эвакуацию и после долгих мытарств оказалась в Богом забытой Елабуге. Работы не было, жить было нечем и не на что, поэтессе даже предложили стирать чье-то грязное белье. Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством. Могила ее затерялась. Долго пришлось ожидать и исполнения ее юношеского пророчества, что ее стихам “как драгоценным винам настанет свой черед”http://www.aif.ru/culture/person/marina_cvetaeva_zhizn_v_stihah

В 1992 году, когда отмечали 100-летие со дня рождения Марины Цветаевой, патриарх Алексий II совершил отпевание Цветаевой. Некоторые правоверные отнеслись к этому событию, мягко говоря, изумленно — отпевать самоубийцу! На вопрос: «Что позволило сделать исключение для Цветаевой?» — патриарх ответил: «Любовь народная». И больше не добавил ни слова.

Марина Цветаева — поэт предельной правды чувства, по праву занимает особое достойное место в истории русской поэзии ХХ века.

Вспомним одно из пронзительных стихотворений поэтессы, ставшего песней (композитор М.Минков)

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,                    Цветаева 2
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.                                                 

1913 год

Реклама